РАЗРАБОТКА И СОСТАВЛЕНИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ИЗУЧЕНИЮ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН И ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ

 

Примерная структура методических рекомендаций:

- пояснительная записка;

- перечень рекомендуемой литературы;

- примерный тематический план дисциплины;

- методические рекомендации по изучению разделов, тем программы;

- вопросы для самоконтроля;

- задания для домашних контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению.

 

В пояснительной записке формулируются цели изучения дисциплины, требования к знаниям и умениям учащихся, определяются место и роль дисциплины в системе формирования знаний, умений и навыков, ее связь с другими дисциплинами учебного плана, даются общие рекомендации по организации изучения дисциплины.

 

Перечень рекомендуемой литературы включает основную и дополнительную учебную, нормативную и справочную литературу, необходимую для усвоения материала дисциплины. Библиографический список составляется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1 – 84 «Библиографическое описание документа. Общие требования и правили составления».

 

Форма примерного тематического плана

 

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

 

Раздел, тема

Количество учебных часов

Время на самостоя-

тельную  работу учащихся (часов)

всего

в том числе

для дневной  формы

для заочной формы

на устано-вочные занятия

на обзорные занятия

на лаборатор-

ные, прак-

тические занятия

Введение

Раздел 1.

1.1.

1.2.

Раздел 2.

2.1.

…..

Курсовое проектирование

Итого

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по изучению разделов, тем программы приводятся по каждому разделу или теме изучаемой дисциплины. В методических рекомендациях  излагаются наиболее рациональные методы изучения учебного материала с учетом межпредметных и внутрипредметных связей. Особое внимание необходимо уделять основным (узловым) вопросам. Целесообразно дать  постраничное указание основной и дополнительной литературы к каждой теме, привести, если это необходимо, типовые расчеты, примеры и задачи, раскрыть принципы и  методы их решения.

            В методических рекомендациях  необходимо определить  цели изучения каждой темы, отразить прогнозируемый результат в соответствии с действующей типовой (индивидуальной) учебные программы по дисциплинам являются единым для всех форм обучения.

            Учебный материал, подлежащий обучению целесообразно сопровождать «опорными» сигналами, способствующими управлению познавательной деятельности учащегося. В зависимости от требований к уровню усвоения знаний, формирования умений и навыков можно использовать следующие обороты: «прочтите…», «обратите внимание…», «приведите пример….»,  «сравните…», «обобщите…», «классифицируйте…», и т.п.

            Тематика лабораторных и практических работ приводится непосредственно после рекомендаций по соответствующей теме или разделу.

            Если программой дисциплины предусматривается выполнение курсового проекта (работы), в методических рекомендациях необходимо сформулировать  цели и задачи его выполнения с  учетом формируемых профессиональных умений и навыков, примерную тематику курсовых проектов (работ), изложить краткие рекомендации по выполнению и оформлению проекта (работы) в соответствии с действующими стандартами.

            В том числе, если учебным планом предусматривается проведение по дисциплине  итоговой контрольной работы, в методических рекомендациях необходимо привести перечень вопросов и задач, которые могут быть включены в контрольные задания, общие требования к оформлению итоговой контрольной работы.

            Вопросы для самоконтроля целесообразно помещать после методических рекомендаций по теме и разделу. Формулировка вопросов должна быть направлена на активизацию  познавательной деятельности учащихся. Вопросы должны быть  краткими, четкими, корректными.

            Задания  должны включать  контрольные вопросы, задачи, примеры графических работ и тому подобное в зависимости от специфики дисциплины.

            Задания должны носить  индивидуальный характер, быть конкретными, составляться с учетом специфики профессиональной деятельности учащихся и способствовать  развитию их мышления. Они могут быть изложены  в форме проблемных ситуаций.

            В методических рекомендациях приводится либо полный перечень  контрольных заданий, либо варианты контрольных работ, по которым распределены эти задания, и излагается методика определения учащимися номеров заданий или номеров контрольных работ, которые они должны выполнять.

            В методических рекомендациях необходимо дать советы по освещению отдельных  (наиболее сложных) теоретических вопросов, показать ход решения типовых примеров и задач, построения схем, чертежей и т.д., обратить внимание на типичные ошибки, допускаемые учащимися при выполнении контрольных работ, и показать пути их устранения.

            Объем контрольных заданий должен быть посильным для выполнения учащимися.